"Dream Watch" №84 , сентябрь 2001
Дженни Куни Каррилло



Дэвид Духовны окончательно покинул "Секретные материалы" ради кинокарьеры, начав с фильма Эйвана Райтмана "Эволюция". Дженни Куни Каррилло беседует с ветераном-охотником за пришельцами и открывает, почему он, после Фокса Малдера, снова оказался на этой дорожке, правда уже другим способом?


Дэвид Духовны оставался звездой "Секретных материалов" в течение прошедших восьми лет, однако в последнее время он не скрывал того, что хочет уйти из сериала. В последнем сезоне он появился всего лишь в половине эпизодов, и маловероятно, что он будет в следующем сезоне. Таким образом, есть немного иронии в том, что его кинокарьера вне "Секретных материалов" получает дальнейшее развитие в новой комедии режиссера Эйвана Райтмана "Эволюция", которая, как вы уже догадались, о вторжении пришельцев на Землю. В фильме также заняты Джуллиана Мур, Шон Уильям Скотт, Орландо Джонс. Духовны играет роль профессора провинциального колледжа, который случайно сталкивается с началом вторжения пришельцев при исследовании места падения кометы.

Что для тебя было самым вызывающим в работе над "Эволюцией"?

Главный вызов был у Эйвана Райтмана и заключался в самом типе фильма, в котором все должно быть как в действительности. Райтман создал "Охотников за привидениями" и впоследствии целый киножанр, и он знает, что должна быть достаточно хорошая история, на которую обратят внимание, однако этот фильм, прежде всего, - комедия. Проблема возникает, когда действительность отягощает комедию и комедия делает действительность нереалистичной, так вот, как сбалансировать и то, и другое? Та же самая проблема стояла и передо мной, как актером. Я должен был сделать действительность реальной, и поскольку все же это комедия, то я должен быть смешным. Есть моменты, где я должен быть глупым и тупым, а в подобном фильме это выглядит обманчиво просто. Когда это срабатывает, все смотрится так, словно это далось легко, надеюсь, так оно выглядит, но, на самом же деле, создать это равновесие достаточно сложно.

Каков Эйван Райтман как режиссер?

Я думаю, что он фанатик. Он любит комедию. Он любит смеяться. Он фанатик смешного, и в этом смысле он очень уверен в своей оценке того, что смешно, что правильно и что сработает. Его это очень дисциплинирует, и все же, являясь фанатиком, он также хочет от тебя, чтобы и ты привнес то, на что способен. Он знает, на что способен сам, и хочет, чтобы ты привнес нечто свое, поэтому, ты чувствуешь себя свободным добавить что-то к тому, что он делает. Он - философ, когда пробует объяснять, что именно он делает, но в определенный момент он может просто показать и сказать: "Вот это было смешно, а это нет". Ведь для комедии единственный критерий - это смеются люди или нет.

Тебя описали как человека с большим чувством юмора, и ты, несомненно, демонстрируешь его в этом фильме. Откуда у тебя восприимчивость к комедии и как она помогает тебе в Голливуде?

Я не думаю о своем чувстве юмора как о чем-то, существующем отдельно от меня. Это часть меня самого. Я думаю, что каждый человек является суммой своих качеств, поэтому я никогда не выделял свое чувство юмора и не удивлялся, ну откуда оно у меня взялось. Мой отец думает, что он смешной, так что я, вероятно, получил это от него. Я думаю, что я смешной, точно так же, как и он думает, что смешной он. Мой брат думает, что он смешной. Это, наверное, семейное: мы все думаем, что мы смешные (смеется). Действительно смешные ли мы - это уже другая история. На Голливудских холмах иногда единственно нормальная реакция - просто рассмеяться или понять всю нелепость. Я не считаю, что Голливуд отличается от остального мира. Это бизнес. Бизнес в Голливуде - как и любой другой - весь эгоцентричен и закручен. Что до меня, я не испытываю никакого чувства юмора по отношению к себе. Все очень серьезно, когда дело касается меня лично (смеется).

Я слышала, что ты прямо-таки настоящий шутник [любитель розыгрышей] на съемочной площадке. Отплатила тебе чем-нибудь твоя звездная компания?

Еще нет. Но я начеку. Я стал запирать свой трейлер, когда уходил работать, потому что знал, Шон [Уильям Скотт] слоняется без дела, пытаясь приколоться надо мной. Орландо [Джонсу] до сих пор это не удалось, но, как я полагаю, месть - блюдо, которое подают холодным. Я думаю, они еще покажут себя тогда, когда я меньше всего этого ожидаю.

Очевидно, каждый будет говорить о твоей "mooning"(1) сцене. Было ли это спонтанным поступком, и насколько ты нервничал, когда выставлял напоказ свой зад перед актерами и съемочной группой?

На самом деле, я был гораздо более застенчив в отношении своего вида спереди. Я не волновался, что "показываю луну", так как меня мало беспокоит демонстрация моей задницы. Но я был заинтересован прикрыть себя спереди. Скажем так, меня больше беспокоило солнце, нежели луна.

Значит ли это, что у тебя уже был опыт с "mooning"(1)?

Да, в общем, я был в баскетбольной команде, мы обычно ездили по уикендам на игры, и у нас были длительные поездки на тех больших желтых автобусах. Мы много времени проводили в пути и иногда развлекались тем, что прижимали пять голых задниц поперек заднего окна. Одна бедная женщина, которая застряла в дорожной пробке, провела битый час, созерцая эти попки, запотевающие стекло.

Если ты прямо сейчас заглянешь в кинокассу, увидишь, что в большинстве успешных фильмов полно героев, созданных средствами компьютерной анимации. Тебя не волнует, что эти герои отнимут роли у актеров?

Я думаю, что компьютерная анимация может помочь в каком-то отношении, дополняя повествование или фильм, но эти герои должны служить самому сюжету. Я не думаю, что с помощью компьютеров будут генерировать актеров. Я не знаю. Возможно, и будут. Я не думаю, что я могу действительно ответить на это, но это - хороший вопрос.

Как ты относишься к науке и научной фантастике сегодня?

Наука это великая вещь. Я не был очень хорош в науке, но я всегда находил науку очень вдохновляющей. Я регулярно пытался читать "Ученый-Американец", но это было слишком сложно для меня. Я даже не смог одолеть известную книгу Стивена Хоукинга "Краткая история времени"(2). Считалось, что ее смогут прочесть даже идиоты, но я, полагаю, оказался даже ниже этого уровня. Что касается научной фантастики, я не большой ее поклонник. В действительности, я не читаю и не смотрю ее.

Как ты относишься теперь, оглядываясь на "Секретные материалы", к тому, что ты не в сериале?

Самая замечательная вещь теперь состоит в том, что мое время принадлежит только мне. Я чувствую себя освобожденным, и я могу делать что угодно, без необходимости тратить 10 месяцев в году, снимаясь в сериале. Освобождение - не от роли, или сериала, или людей, а только лишь свободное время. Но было действительно здорово, тем не менее, иметь ответную реакцию публики на то, что мы сделали в последнем сезоне. Я имею в виду, это важно, что так много людей захотели увидеть возращение Малдера, потому что это был классический сериал изначально. Конечно, мне хотелось бы сказать, что я незаменим, и Джиллиан [Андерсон] незаменима, и Крис [Картер] незаменим, но факт - в том, что когда вы создаете сериал, подобный этому, со всеми паранормальными явлениями и чем бы то ни было еще, и когда замысел такой замечательный, то можно заменить любого. Мы все заменимы. Сериал будет другим без меня, или Джиллиан, или Криса, но это шоу, и это шоу, которое люди, вероятно, будут смотреть.

Поговаривали, что ты заинтересовался съемками продолжения кинофильма "Секретные материалы". Это так?

Да, я открыт для этого, но все зависит от сценария. Я не ненавижу сериал - я буду скучать по нему. Я просто нуждаюсь в перерыве, мне нужно заняться другими вещами. Но мне по-прежнему хотелось бы играть Малдера иногда, и фильм был бы идеальным решением.

Как ты относишься к попытке сделать переход от телевидения к большому экрану?

То, что я называю убедительным свидетельством перехода, не связано с билетной кассой. Я очень горжусь фильмом "Вернись ко мне". Я думаю, что это был замечательный, красивый небольшой фильм. Кинофильм "Секретные материалы", я полагаю, в данном случае не в счет. У меня не было времени сделать множество других проектов во время работы над сериалом. Я не думаю, что я потерял привлекательность с тех пор, как я оставил сериал. Я был талантлив и до того, как получил роль в "Секретных материалах", и мои таланты не покинули меня, когда я ушел из сериала. Будут у меня и удачи, и поражения, но, я надеюсь, моя карьера продолжится.

"Секретные материалы" были в значительной степени успешны, потому что они открыли что-то новое. Думаешь ли ты, что твои кинофильмы должны сделать то же самое?

Я не настолько уверен в том, что открытие чего-то нового делает фильм успешным. У меня это было всего лишь несколько раз за последние годы, когда приходилось иметь дело со своими решениями. Ты можешь только предполагать достаточно неопределенно и думать, каким фильм может получиться. Пока ты сам не пишешь для него сценарий, не режиссируешь его и не снимаешься в нем, ты не можешь контролировать конечный результат. Я горжусь своей работой в фильмах - изменили, или нет, они культурный ландшафт. Нельзя держать пари, будет ли успешным такое шоу, как "Секретные материалы". Это просто случается. Я не думаю о фильме, который изменит культурный ландшафт последних десяти лет, поскольку такое может произойти лишь однажды в жизни. Так что я больше заинтересован созданием кино, которое нравится мне, забавляет меня и не вызывает озабоченности по поводу того, изменю ли я ландшафт.

Что самое приятное запомнилось тебе во время работы в "Секретных материалах"?

О, многое. Вероятно, самое начало. В начале мы не знали так много о том, что именно мы делаем, и сериал не был хитом. Мы просто работали упорно, как могли, чтобы сделать сериал настолько хорошим, насколько это было возможно. У меня приятные воспоминания о сотрудничестве в то время. Мы все были просто увлечены попыткой вычислить, что же собой представляет этот сериал и как его сделать великим. В тот момент мы все жили этим, но когда вещи становятся популярными и успешными, люди начинают уходить и находить себе другие интересы. Но в самом начале, мы все, действительно, были крепко сплочены в попытке сотворить что-то хорошее.

Тебе понравилось сниматься в Канаде и сильно ли ты скучаешь о ней?

Я часто скучаю по Ванкуверу. Вопреки распространенному мнению, я скучаю по Канаде. Я скучаю по погоде, по дождям. Я люблю дождь. Я скучаю по тому, как все зелено, как чисто и как безопасно. Ванкувер, действительно, - приемлемый город, и я скучаю без друзей, которых оставил там, и без ресторанов, в которых я обычно питался. Я на самом деле скучаю по всему. Я провел в Ванкувере замечательное время.

По прошествию стольких лет ты, должно быть, думаешь о пришельцах. Как ты думаешь, они могли бы появиться?

Я думаю о них, как и о нас, только по-другому. Я никогда, на самом деле, сильно не задумывался ни об их чертах, ни об их форме. Но одна из наиболее интересных вещей в этом кинофильме - это то, что мы создаем целый иной эволюционный масштаб жизни, от одноклеточных организмов до обезьян и до той большой амебы, появившейся в конце. Я нахожу это действительно интересной и образной частью кинофильма. Я никогда в действительности не задумывался об этом самостоятельно. Я предполагаю, что я изобразил бы их так, как они выглядели в фильме "Инопланетянин"(3) .

Предвидишь ли ты в будущем совместную работу в кино со своей женой, звездой "Парка Юрского периода III", Теа Леони?

Я не знаю. Это было бы идеальной ситуацией, потому что, с одной стороны, замечательно иметь график, по которому ты должен идти на работу вместе со своей женой, и можешь не разлучаться с ней, но, с другой стороны, кажется, существует некое сверхъестественное табу при совместной работе в кино настоящих семейных пар. Это проявляется в недостатке химии между их экранными персонажами, и это случается иногда, хотя я точно не знаю, почему так происходит. Возможно, потому, что актерская игра это обман, и люди чувствуют дискомфорт и напряжение, если им приходиться лгать перед лицом людей, с которыми они в действительности наиболее честны. Я не могу объяснить, почему так получается, но, кажется, это действительно так. Кроме этого, аудитория не очень будет заинтригована. Они предпочли бы видеть двух незнакомцев, занимающихся любовью (смеется).

Твои родители развелись. Как ты думаешь, по этой причине ты так долго ждал, не женился и не заводил семью?

Я думаю, что развод основательно затрагивает каждого. Я не могу сказать, как это подействовало на меня. Я не знаю как, но это изменяет твою жизнь, и ты становишься другим человеком. Я стал тем, кто я есть, и я не могу представить, во что это вылилось и кем бы я был, если все пошло бы по-другому. Что касается того, повлияло ли это на мое решение так долго не жениться, я не думаю. Я просто по некоторым причинам не был готов. Я не оттягивал это сознательно. Просто так вот получилось.

Ты волнуешься по поводу того, хороший ли ты отец?

Я думаю, любого родителя это волнует, и я думаю, я буду делать ошибки, просто я постараюсь свести их к минимуму. Если сумею избежать одних ошибок, я, конечно же, сделаю другие. Ты делаешь ошибки как родитель, как человек, так что, ты можешь лишь надеяться, что тебя простят. Ты часто реагируешь на то, что твои родители делали неправильно и иногда сам заходишь слишком далеко в противоположном направлении со своими собственными детьми. Так что ты делаешь другие ошибки, отличающиеся от тех, что делали твои родители. Все это так инстинктивно, что ты, по существу, не можешь планировать что-либо. Это просто случается.

Ты уже запланировал в этом году что-нибудь на потом?

Нет. Как я уже сказал, я хотел вздохнуть, потому что я чувствую себя так, словно я вкалывал непрерывно целых восемь лет. Восемь лет телевизионного шоу с четырьмя фильмами в перерывах. Четыре главных роли в фильмах между съемками сериала - это много работы, так что мне нужно перевести дыхание и понять, что же именно я хочу делать, а не только делать, делать и делать.

Перевод: Vicontus



1."mooning" - дословно "показать луну" в американском сленге означает продемонстрировать свой зад публике:))
2. Профессор Стивен Хоукинг (Stephen W. Hawking) - известный на Западе физик-космолог. Его книга имела ошеломляющий успех после публикации в 1988 г., она переведена на 40 языков, разошлась девятимиллионным тиражом. Книга посвящена современным научным концепциям в космологии, тайнам вселенной; в ней много фотографий, полученных со спутников. Как сказано в аннотации, книга раскрывает глубины пространства и времени.
3. Фильм Стивена Спилберга. Вышел на экраны Америки в 1982 г., демонстрировался и в России. В фильме снимались среди известных актеров - Дрю Берримор и Томас С. Хауэл.

публикации